Особенности становления церемониала чаепития в Китае и Японии. Часть 2.

Японцы, как и монголы, были первыми, кто перенял китайскую любовь к чаю. Великий северный сосед по развитию науки искусства далеко превосходил все соседние народы. Поэтому не удивительно, что древних японцев так привлекал к себе Китай.

С VI века китайское влияние на Японских островах стало ощущаться достаточно сильно. Сначала оно шло вместе с буддизмом, впитавшим в себя многое из традиционной китайской культуры. Позже сильным стал поток конфуцианского влияния. Тесные контакты между двумя странами достигли пика во времена династии Тан (618-907 гг.). Именно в эти годы в Японию были доставлены первые семена чайного куста:буддийский монах Сайхо посадил их в 801 году. Ко времени Нарской династии (710-794 п.) на землях некоторых японских храмов уже существовали чайные плантации, а чай был хорошо известен как лечебный напиток дорогостоящий предмет потребления.

Распространение чая в Японии, таким образом, шло рука об руку с распространением буддизма. Буддистские священники не только культивировали чайные кусты и собирали чай, они заложили основы всей японской культуры чайного потребления.Еще в восьмом столетии они установили обряд под названием «инча», согласно которому император созывал всех священников на религиозную церемонию. После нее в императорском дворце проводилось массовое чаепитие с участием всех приглашенных.

Будучи долгое время недоступным для широких слоев населения, чай оставался по существу неизвестным многим японцам примерно до конца правления сегуната Камакуры характеризуется широким развитием японо-китайских связей. Именно в это время, в 1187 году, отправился в Китай Мион Эйсай (1141-¬1215 гг.). Вернувшись через четыре года на родину, он приступил к разработке канонов основанной им секты дзэн. Важное место в этих канонах отводилось употреблению чая. Утверждают, что приоритет в использовании чая в религиозных церемониях принадлежит именно ему.

Не ясно, выращивал ли Эйсай чайные кусты. Но нет сомнения в том, что он научил японцев не просто заваривать чайные листья горячей водой, а, предварительно высушив, размалывать их в порошок. Надо сказать, что деятельность Эйсая не всем пришлась по душе. Его ярыми противниками выступили многие приверженцы старой японской религии –синтоизма. Однако самой главной заслугой Эйсая явилось написание первого японского трактата о чае. В этой небольшой 20-страничной книжечке под названием «О пользе для здоровья от питья чая» автор настойчиво рекомендует чай как средство от многих заболеваний, в том числе от потери аппетита, паралича, расстройства желудка, авитаминоза.

Буддистские священники, прививая любовь к чаю как к средству религиозной медитации и одновременно как к лекарству, способствовали его становлению как популярного напитка, тем более что площади чайных плантаций постепенно распространялись на другие районы Японии. С XVI века чай стал быстро превращаться в повседневный напиток, особенно в среде высшей самурайской знати. Падение сегуната Камакуры в 1333 году ознаменовало еще большее обострение борьбы между феодалами юго-запада и феодалами востока.

Период междоусобных войн ХII-XVI столетий привел к скорому завершению формирования самурайства. Именно у самураев прочно установился обычай устраивать чаепитие с большим числом приглашенных друзей и знакомых.Основу таких мероприятий составляла игра точа, зародившаяся в Китае в ХI веке во времена династии Сун. Где-то в конце сегуната Камакуры она проникла в Японию и стала чрезвычайно популярной среди японской знати.Первоначально присутствующим предлагалось отличить чай хонча от других сортов японского чая. Затем игра превратилась в своеобразную проверку знания чайных районов, плантаций сортов чая. Победителей ожидали дорогие призы. Их количество могло достичь сотни.

Безусловно, точа являлась для знатных самураев своеобразной формой демонстрации своего богатства. Но несомненна и ее положительная роль в дальнейшем распространении чайной церемонии и любви к чаю. К этому времени относится разработка чрезвычайно утонченной церемонии употребления чая. Если на первых порах каждому,гостю предлагалось десять чашек напитка четырех сортов, то затем, постепенно увеличиваясь, число чашек достигло ста. Понятно, что вся чайная церемония в таком случае длилась очень долго с раннего утра до поздней ночи. Скорее всего, во время такого чаепития чашки с чаем не предназначались только для одного человека, а передавались от одного гостя к другому.

Наряду с чаепитием среди самурайства, была распространена церемония распознавания ароматов. Обычно каждой десятке участников игры предлагали четыре различных аромата ладана из одной курильницы. Они должны были узнать каждый из ароматов с десяти попыток. Устраиваемые знатью в больших масштабах чайные празднества неимоверно усложнились и стали такими обременительными, что в 1350 году командующий императорскими войсками вынужден был запретить их.

К концу первой половины XIV века в Японии постепенно внедрился новый стиль чаепития, представлявший собой раннюю форму чайной церемонии тя-но-ю. В то же время чай стал более доступен для населения, и среди простых японцев получила популярность уже упоминавшаяся чайная игра точа. Одновременно среди знати распространилась чайная церемония ринкан, сочетавшая чаепитие с принятием ванны.

Со второй половины XV столетия увлечение чаем ещё более популярным среди состоятельного японского населения.Менее богатые жители стали создавать собственные чайные домики, небольшие и скромные по внутреннему убранству. К концу века сформировалась концепция чайных комнат как небольших помещений площадью четыре с половиной татами (7,3 м 2). Низшие слои населения создавали маленькие чайные комнаты не просто в соответствии со своим социальным статусом, а потому что они были более уютными, менее официальными, полностью соответствовали духу дзэн-буддизма.

Идею таких чайных комнат впервые обосновал и развил дзэн-буддистский священник Мурата Сюко (1422-1502 ГГ.).Японцы считают его отцом чайной церемонии, так как именно он впервые разработал некоторые ее основные элементы. В частности, он резко выступил против чайной церемонии ринкан, противоречившей по своей сути воззрениям дзэн-буддизма. Он всячески развивал идею максимальной простоты чайной церемонии, ввел в обиход японскую чайную утварь вместо китайской, настаивал на том, чтобы тот, кто проводит чаепитие, сам обслуживал своих гостей.

В ХУI веке такая чайная церемония получил быстрое распространение и стала называться тя-но-ю. Этот вариант чайной церемонии признали все слои общества. Самураи видели в ней возможность расслабиться от постоянной игры со смертью в бесконечных сражениях и войнах, окунуться в покой и умиротворение. Дело Сюко продолжил мастер Такэно Дзео (1502-1555 гг.), блестящий поэт и проповедник дзэн-буддизма. После участия в феодальных междоусобных войнах он стал священником и получил признание как ведущий мастер чая. Его особой страстью было коллекционирование старинной чайной утвари. В то же время он считал, что для чайной церемонии в духе дзэн совсем не обязательна дорогая и многочисленная утварь, а сама церемония должна демонстрировать «естественность беспорядка», «красоту обыденности».

Влияние идей Дзео распространилось вплоть до Киото, где у него нашлось множество последователей.Основоположником дошедшей до наших дней японской чайной церемонии считается знаменитый мастер чая ХУIстолетия Сэн-но Рикю (1521¬1591 гг.), разработавший ее основные эстетические и этические правила. Таким образом,видно, что Китай оказал большое влияние на Японию во всех отношениях, будь то исторический опыт, будь то философия, будь то культ чая и чайная церемония. О питии чая в Японии имеются сведения в письменных источниках VII-IX веков, но только в XII веке, в период усиления контактов Японии с Китаем, питие чая становится сравнительно распространённым.

Эротические рассказы:
Статистика сайта:


Яндекс.Метрика





© 2017 Эротические рассказы